(067) 505-36-38

Осенняя щука. Кременчугское вдхр. Часть 1

30 октября 2018

Октябрьская щука в окрестностях Канева

День первый. Разведка боем.

Еще не подошла к концу ежегодная осенняя рыболовная выставка в МВЦ на Броварском, а мы уже строили планы насчет предстоящей рыбалки... Напряженные дни подготовки и проведения этого мероприятия требовали компенсации в виде любимого всеми нами отдыха на воде, к тому же температура воды в Днепре неуклонно понижалась, заманчиво обещая начало активности щуки и выход ее с мелких, летних «стоянок» на средние глубины.

Подготовив лодки и выбрав соответствующие приманки, мы, в первые дни октября, выехали под Канев, на рыболовную базу «Велике Озеро», расположенную недалеко от села Пекари. Не без приключений добравшись до места — пришлось перебортировать пробитое колесо в одном из лодочных прицепов — расквартировываемся в отведенном нам домике и спускаемся к воде, поскорее посмотреть на акваторию.

Погода в этих краях явно взяла моду издеваться над синоптиками — она редко соответствует прогнозам. Вот и сейчас, вопреки обещанным облачности и мелкому дождику, берег Днепра встречал нас тихим, солнечным утром, с мелкой рябью облаков и зеркальной гладью воды.

Наскоро перекусив, спускаем лодки на воду и отправляемся в ранее разведанные места (мы были в этих краях несколько недель назад и наметили перспективные места для рыбалки). Рыболовов в акватории было немного, все таки будний день, большинство стояли на белую рыбу, и лишь несколько лодок, как и мы, охотились на хищника.

Определившись с глубинами (6-8 метров) и погодой (смотри выше), решили использовать воблеры CorsairBait Scout 130S в «натуральных» окрасах — 503, 030, 535, 010, 100. Первые же проходы по намеченной «канавке» принесли подтверждение выбранной тактике — вполне активная щучка, полутора килограмм весом, переместилась в наш аэратор.

Воодушевленные первым успехом, мы начали «утюжить» водные просторы, но ошеломительного успеха достичь не удалось; безусловно, сказывалась погода. Мы пробовали Scout ярких окрасов, ставили Breadwinner, применяли разную технику игры удилищем - «ключик» к хищнику подобрать так и не удалось…

Тем не менее, каждый из нас неоднократно «подержал» рыбу: небольшую отпускали, некоторые экземпляры обидно уходили от борта сами, была хорошая рыба с большими язвами, что исключало поимку... В итоге за полдня у нас было три «полторушных» «хвоста» на две лодки и ожидание чуда.

Здесь следует сделать отступление, и обратить внимание на определенную селективность «Скаута» - в силу размера воблера он «отсекает» мелкую рыбу — на крючок, как правило, не «садится» щука меньше килограмма. То есть, рыболов может рассчитывать, что не станет тратить время на вываживание «щурят», и может сконцентрироваться на поиске трофейной щуки.

Решили проверить что творится под берегом — установили легендарные «Мерки» (Merc 90MR) и прошли вдоль травы по глубине 3-4 метра. Вода у берега буйно цвела, на воблер из травы, ожидаемо, выпрыгивали небольшие щучки… неинтересно. И тут «Мерк» нас в очередной раз удивил: на тройник качественно подсел голавль! Воблер все сделал сам, и опять принес нетипичную рыбу. Всего за эту рыбалку было четыре-пять «голавлиных» поклевок на Merc различных расцветок, две из них завершились поимкой…

Ближе к шести часам вечера, на закате, вернулись на фарватер, и наши ожидания, наконец-то, оправдались! Первый же проход принес биг-фиш этого дня — трехкилограммовую щуку. Удар был сильный, вывод на поверхность классический — рыба опомнилась только в подсаке. Сработал Scout в «тридцатом» окрасе, что было вполне логично: мы пробовали в этот день яркие цвета, они «молчали». Рыба атаковала воблер в момент изменения глубины проводки, на подтягивании спиннинга — видимо, щука восприняла поведение приманки как попытку ускользнуть — и атаковала...

Светлого времени оставалось еще около сорока минут, и мы постарались использовать эти минуты «на полную», но на борт ни одной рыбы в этот вечер больше поднято не было, хотя присутствовали и поклевки и «тычки».

Подняв лодки из воды и приведя себя в порядок, мы уселись за столом с целью подвести итоги прошедшего первого дня. Нам в этом здорово помог узбекский плов торговой марки «Плов ташкентский» (www.plov.biz.ua) - они были нашими соседями на прошедшей выставке, и мы взяли с собой несколько банок на рыбалку. Сразу скажу: сытная и вкусная горячая еда за 20 минут — это то, что нужно на рыбалке!

Но вернемся к результатам. Было очевидно, что массового «гуляния» рыбы еще нет, хотя вода и остыла до 14-15 градусов. Короткий промежуток утреннего и вечернего «жора» и невнятные поклевки днем — это все, чем мы располагали. Сложно в таких условиях рассчитывать на трофей. Тем не менее, спать мы ложились исполненные оптимизма — на утро передавали дождь…

День второй. Клевало вчера, и будет клевать завтра.

Утренняя погода нас и в самом деле порадовала — ночью начался дождь, облачность закрывала все небо, с рассветом дождь перешел в морось — отличная «щучья» погодка! Наскоро позавтракав, спустились на воду и отправились на точки лова.

Первые проходы принесли нам пару небольших щучек, что-то около килограмма весом (отработал Scout в натуральных окрасах), мы продолжали активно дорожить — подбирать приманки, варианты окраса, использовать разную «игру» приманки для привлечения капризной хищницы… но все было тщетно. И, в принципе, объяснимо — наш походный барометр фиксировал заметное колебание давления в течение нескольких часов. Рыбе было не до завтрака… А тут как раз и прогноз погоды в очередной раз «оправдался» - вместо обещанной целый день облачности, свежий ветерок разогнал тучи и вышло теплое еще октябрьское солнышко. Бабье лето в разгаре!

К полудню мы осознали крах надежд на сегодняшний день, переместились на бережок перекусить и пообщаться, а заодно собрали немного грибов, коих в этих трудно доступных местах великое множество. Наслаждаясь замечательной украинской осенью и обществом друг друга, мы с удовольствием проводили время в ожидании вечернего клева.

Как оказалось — напрасно. Таков был день — два небольших хвоста на две лодки. Тем не менее, отсняли нужный материал для фильма и порассуждали о незаслуженно задвинутом на задний план способе ловли — троллинге.

Многие рыболовы осуждают троллинг, считая его излишне добычливым, чуть ли не браконьерским, способом ловли. Спортсмены его вообще неприемлют, считая чуть ли не постыдным занятием. Такое отношение, на наш взгляд, сформировано, в основном, стечением определенных коммерческих интересов в определенный период времени.

Ведь троллинг, на самом деле, не более добычлив чем, например, джиг на удачно найденной судачьей яме, а наша практика показывает, что он при этом и менее травматичен для рыбы. Да и для того, чтобы хищник захотел атаковать движущуюся в толще воды приманку, нужно учесть множество факторов — погоду, рельеф дна акватории, наличие подводных препятствий; нужно подобрать приманку — цвет, размер, анимацию… а еще нужно уметь виртуозно управлять лодкой, дабы держать приманку на курсе, обходя коряги и стоящих на якоре рыболовов…

На наш взгляд, этот набор умений, как минимум, не меньше, чем нужно знать и уметь при ловле хищника другими способами. И это бесконечно далеко от стереотипной картинки двух пьяниц в лодке, закинувших что-то за борт и уходящих в туман. Мы о том, что можно быть браконьером и с «поплавчанкой», и с джиговым спиннигом, а можно, используя троллинг, соблюдать нормы вылова, сохранять молодняк и после фотосессии отпускать трофейные экземпляры — все зависит от индивидуума, от набора его человеческих качеств… а ловля троллингом — интересное и увлекательное занятие, о котором мы вам обязательно в дальнейшем расскажем подробнее.

Возвращаясь к нашей поездке, - на ужин у нас был плов с грибами и колбаски на гриле, которыми мы поделились с наведавшейся к нам местной жительницей — молодой лисой, которая совершенно не боится людей и очень боится собак.

Надо сказать, что база «Велике Озеро» или «у Альбины», как ее еще называют рыболовы, - уютное место вдали от цивилизации, где вас радушно примут хозяева, компенсировав теплотой приема отсутствие некоторых привычных городскому жителю бытовых удобств. Теплый домик с печкой, уютная беседка для небольшой компании возле крыльца, мангал с вязанкой хвороста под ним, и бескрайнее ночное небо с мириадами звезд… да, именно за этим мы ехали сюда! … и все же, сон этой ночью был у всех беспокойным — непонятно было, чего ожидать от следующего дня, а он уже был последним днем рыбалки…

День третий. Реванш.

Утро выдалось сырым и пасмурным. Свежий ветерок разогнал в акватории волну покруче вчерашней. Мы были преисполнены решимости «укатать» сегодня трофейную щуку, ведь не только погода была правильной — вода, перемешанная сильным ветром, остыла до 13 градусов.

Первые проходы подтвердили обоснованность наших надежд — хищница сегодня намерена вести активный образ жизни! За несколько часов из воды было поднято несколько неплохих экземпляров, весом полтора-два килограмма. Более мелкую щуку сразу же отпускали на волю; перебрали рыбу в аэраторе — вчерашние, более мелкие, экземпляры уплыли на свободу, расти большими и трофейными).

Ближе к полудню волнение усилилось настолько, что наш второй экипаж на резиновой лодке ушел ближе к берегу тренироваться в ловле прибрежной щуки на Merc. И, надо сказать, они успешно этим занимались вплоть до самого отъезда (работали, в основном, яркие окрасы — 017 и 013, но клевала щука и на натуральные).

Мы же, обладая небольшим, но вполне мореходным катером (UMS 410 TT DC с мотором Suzuki DF30ATL) решили продолжить поиски хорошей фарватерной щуки и отправились на намеченное накануне место в десяти километрах ниже базы по течению. Вытащив по дороге в инересном, как нам показалось, месте еще одну «килушку», мы отправили ее за борт и достигнув, наконец, нужного места, начали дорожить.

Изгиб реки и большой залив с наветренной стороны позволяли волне как следует разогнаться, и волны в «барашках», складывающихся в сплошную линию, делали наш троллинг вполне экстремальным. Именно в таких условиях, на Scout 130S в окрасе 503, Юрий получил качественный «удар», и мы сразу поняли что «это оно»!

Спиннинг красиво отрабатывал рывки довольно крупной рыбы, мы были уверены что на том конце шнура — не менее «пятерки» исходя из ее активности. Адреналина добавляла раскачивающаяся на волнах лодка, поскольку оператор занялся своими прямыми обязанностями и судно, оставшись без рулевого, быстренько стало бортом к волне.

Красивая борьба в сложных природных условиях продолжалась более пяти минут; щука в самом деле вела себя неожиданно активно. Тем не менее, она была мастерски заведена в подсак и доставлена на борт. Рыба на вид действительно была около пяти килограмм (впоследствии оказалось что 4200 с пустым желудком), имела необыкновенно красивый «русловой» окрас и, несмотря на довольно агрессивный характер, позволила себе немного попозировать для «фото на память».

В общем и целом, мы были удовлетворены — результат поездки достигнут, хотя и, как говорится, в последний момент. Пройдя еще пару раз над канавой, мы повернули в сторону базы — времени третий час, хотелось спокойно пообедать, собраться, и засветло выехать на «цивилизованную» дорогу…

Подъезжая на закате к Киеву, мы остановились на заправке - выпить кофе и попрощаться, прежде чем отправиться по домам. Все молча улыбались, потягивая дымящийся напиток из картонных стаканчиков... Мы были уставшие, измотанные непогодой, но счастливые люди. Каждый ощущал радость и удовлетворенность от трех проведенных на воде дней, и в душе желал поскорее вновь отправиться на рыбалку, к плеску воды и ровному тарахтению мотора за спиной... Да, ведь именно за этим мы каждый раз едем вдаль, в жару и холод, - чтобы стать немного чище и счастливее...

Подведение итогов.

Пришло время сделать некоторые выводы. В начале октября щука только начала выходить на осеннюю охоту — по сути, единичные, непродолжительные признаки активности.

Причин тому несколько: недостаточно остывшая вода, температура которой все три дня колебалась в пределах 13,5 — 14 градусов; солнечная погода, два дня загонявшая рыбу в кусты; не опустившаяся на дно трава, в которой хищник чувствует себя защищенно и комфортно кормится мелкой рыбешкой; ощутимые перепады атмосферного давления из-за постоянных изменений погоды; наконец, рыбы реально стало меньше, даже в закрытом для, так называемого, промлова участке кременчугского водохранилища.

Мы вспоминаем те времена, когда только начинали выезжать на КВХ, в Сорокошичи. Тогда «пятерка» считалась обычным уловом, трофейная щука считалась от «десятки». А сегодня пятикиллограмовый экземпляр — это уже трофей… Если тенденция сохранится, что будут ловить наши дети? В который уж раз троллинг продемонстрировал свою результативность в сложную погоду, оставаясь чуть ли ни единственным эффективным способом ловли при ветре и волне.

И еще один вывод, учитывая сказанное выше: поездка на рыбалку на 100-200 км от дома на один день — это ни о чем; два дня — есть реальный шанс увидеть рыбу; три дня — тот разумный максимум, который позволит порыбачить в свое удовольствие — с результатом и без излишней нагрузки на организм.

Поэтому — рыбачьте в удовольствие, и ни хвоста вам ни чешуи!

Олег Уманский, Юрий Пашкевич
CorsairBait, Украина, 2018

Товары к этому блоку
Перейти на мобильную версию сайта
Да, перейти Остаться на основной версии